Что такое шизофрения

Раздел: Здоровье
Содержание статьи:

Все вы прекрасно знаете, что шизофрения - это психическое заболевание, но не каждый из вас может четко сформулировать, чем же оно отличается от ряда других психических болезней (если только вы не имеете медицинское образование, конечно).

"Шиза", "шизанутый" и т.д. - часто люди бросаются такими словами, если не вслух, то хотя бы мысленно, и совершенно не догадываются о том, что же на самом деле за этими словами скрывается.

Если понятия "норма" и "болезнь" являются более-менее определенными в плане соматических заболеваний, то в психическом плане таких резко очерченных границ нет. Где заканчивается воображение и начинается галлюцинация? Многие любят приговаривать "мысли материализуются" и одобрительно качают головой, поскольку воспринимают это утверждение исключительно в положительном смысле, но при этом впадают в ужас и неодобрение, когда узнаЮт, например, что такое тульпа (это самовнушенная галлюцинация, то есть, в буквальном смысле материализованная мысль, подробности - в Википедии).

Определение и симптоматика.

Строго говоря, шизофрения - это не одно заболевание, а целая группа психических расстройств, объединенных в одну структуру. Приведу здесь некоторые общие их черты (с расшифровкой, что называется, "на пальцах"):

  • галлюцинации (говорящие пылесосы, летающие слоны и т.д., у кого что);
  • искажение эмоциональных реакций на внешние раздражители (истерика от пролетевшей мимо мухи и др.);
  • деградация процессов мышления (неспособность устанавливать причинно-следственные связи событий и т.д.);
  • распад личности (потеря собственного "я", в редких случаях - "расщепление" личности);
  • потеря связей с социумом, десоциализация (потеря работоспособности, невозможность обслуживать себя в бытовом плане).

Вовсе необязательно все эти симптомы сочетаются в картине болезни каждого отдельно взятого пациента. Могут иметь место только галлюцинации или же только нарушения процесса мышления и т.д.

Развею и еще один миф. Шизофрения далеко не всегда не подразумевает так называемое "раздвоение личности", или, если говорить точнее, "расстройство множественных личностей" (да, содрогнитесь, их необязательно две, может быть и гораздо больше личностей в одном теле). Симптом этот очень редкий, Билли Миллиганы у нас по улицам особо не разгуливают (кто не читал книгу - рекомендую, Д. Киз "Множественные умы Билли Миллигана").

Сейчас еще один миф отправится в утиль. Не все больные шизофренией лежат в клиниках закутанные в смирительные рубашки или сидят взаперти дома со старухой-сиделкой. Как и любую другую болезнь, шизофрению пытаются лечить и иногда успешно. Так что в легких случаях и на ранних стадиях заболевания пациенты психиатрических клиник ездят с вами на метро, сидят рядом с вами в кафе, ходят на работу, получают поддержку семьи и своих близких (или же не получают, это уж кому как повезет) и т.д. Правда перемежают они все это частыми больничными, чтобы проходить курсы лечения для обеспечения стойкой ремиссии заболевания.

Способы лечения.

Итак, мы плавно перешли к вопросу лечения. Вопрос о профилактике тут поднимать, наверное, некорректно, потому что профилактика, к сожалению, невозможна.

Лечение шизофрении можно разделить на два типа - медикаментозное и психотерапевтическое.

Медикаментозное лечение проводится в основном при помощи группы препаратов под названием "нейролептики" с целью нейтрализации наибольшей массы симптомов. Это лечение длительное и очень дорогое (впрочем, как и лечение любого другого тяжелого заболевания в наши дни).

Психотерапевтические лечение направлено на восстановление связей пациента в социуме, адекватного самовосприятия и возобновление выполнения рядовых бытовых функций.

Причины возникновения заболевания.

Среди множества причин возникновения данного заболевания особого внимания заслуживает генетический фактор. Уже довольно давно были выдвинуты научные предположения о наследственной предрасположенности к шизофрении, вопрос был только в том, какие именно гены отвечают за эту напасть.

Совсем недавно (январь 2016) журнал "Science" опубликовал материалы о том, что генетический "виновник" найден. Именно этот злосчастный ген - С4 - является своеобразным "маркером", отмечающим предрасположенность к заболеванию шизофренией. Скорее всего в сети уже где-то можно найти подробные публикации о С4 и на русском языке, но большим объемом информации загружать не буду, обзор и так необъятный. Если заинтересуетесь этим вопросом - сами найдете.

Иными предполагаемыми причинами возникновения данного заболевания являются наркомания и алкоголизм, тяжелые психологические травмы, длительный стресс и т.д.

Шизофрения и гениальность.

Фильм "Игры разума" помните? Джону Нэшу, известнейшему математику, чья реальная история легла в основу сценария фильма, болезнь не помешала (или даже способствовала??) продолжить заниматься своими научными исследованиями и получить Нобелевскую премию в 1994 году.

Про художника, отрезавшего себе часть уха в состоянии помутнения рассудка все знают? Винсент Ван Гог писал свои гениальные картины и до того, как заболел, но даже его творчество периода болезни до сих пор вызывает восхищение среди ценителей постимпрессионизма.

Да, есть предположение о том, что и Эдгар Аллан По - великий американский поэт и писатель, подаривший миру жанр романтического ужаса и ставший одним из основателей детективного жанра - также страдал тяжелой душевной болезнью на протяжении нескольких лет. Умер странной и страшной смертью.

Это всего лишь несколько примеров и перечислила я этих уважаемых мной джентельменов здесь вовсе не для того, чтобы вы думали, будто все сумасшедшие гениальны, нет (хотя безумных гениев в истории довольно много). Не все шизофреники гениальны, и не все гении психически больны. Но мы должны понимать, что даже такая страшная болезнь иногда не становится помехой для того, чтобы оставить свой след в истории, науке и искусстве.

Об этом заболевании и всех его аспектах написаны горы научной литературы, так что глупо ждать от такого маленького формата, как обзор, всестороннего и полного освещения данной темы, но хотя бы вкратце основные моменты я изложить для вас постаралась и попыталась сделать это доступным языком. Гран мерси всем, кто осилил этот текст, сегодня краткость - не моя сестра.

Автор: admin
Коментарии (51):
  1. Гость   26 апреля 2016 09:58


    Жесть конечно((
  • Гость   26 апреля 2016 09:59


    я сама чуть с ума не сошла, пока все это писала))
  • Гость   26 апреля 2016 10:02


    ахахах) верю))
  • Гость   26 апреля 2016 10:02


    легких тем тут не ищу, мда)))
  • Гость   26 апреля 2016 10:03


    это да))
  • Гость   26 апреля 2016 11:01


    О да я ждал этого обзора)) класс))молодец)
  • Гость   26 апреля 2016 11:05


    Так и не поймешь, то ли больной, то ли эксцентричный
  • Гость   26 апреля 2016 11:22


    Спасибо, Каин)
  • Гость   26 апреля 2016 11:23


    иногда так и есть)
  • Гость   26 апреля 2016 11:25


    Здорово! И половины фактов, изложенных Вами, Александра, я не знала. Про Эдгара По можно было предположить о наличии у него этой болезни. А про Ван Гога Вы меня удивили. Страшная болезнь, что и говорить. Не дай бог никому.
  • Гость   26 апреля 2016 11:27


    пришлось повспоминать кое-что аж со студенческих лет, у нас лекции хорошие читали)
  • Гость   26 апреля 2016 11:31


    Замечательный отзыв!! У меня вот такая соседка есть. Все знают, что она психически больной человек, что в лучшие времена лечилась. Сейчас у нее новый виток болезни - слышит голоса, который слишком громкие и ей мешают. А голоса (по ее версии) слышны из проводов. Вот она и обарза все провода, которые проходят мимо ее квартиры (телефон, домофон, кабельное телевиденье). Ремонтировать она не дает - кидается на ремонтников. Живет одна, никому не нужна. Даже страшно представить - что будет дальше..
  • Гость   26 апреля 2016 11:32


    бывает и такое... от безумия никто не застрахован
  • Гость   26 апреля 2016 11:32


    диагностирование шизофрении - крайне сложная штука, и психиатр часто просто не заморачиваются с тем, чтобы обследовать потенциального пациента как должно. Столкнулась с этим в своей семье: человек во время депрессии (только настоящей, а не той, за которую выдают тяжелую жизненную ситуацию) обратился в ПНД, и ему поставили диагноз - шизофрения. Наши провинциальные психиатры просто не стали ломать головы. Теперь за плечами у него психушка, курсы нейролептиков и проч. Депрессия давно прошла, жизнь выровнялась, много лет он не обращается к врачам, не принимает лекарств, а вот страшный диагноз и потеря навсегда водительских прав остались. Даже не представляете, какая это проблема. Согласна с тем, что понятие нормы - штука та еще. А Киз мне не понравился)))
  • Гость   26 апреля 2016 11:40


    по идее проявления, отходящие от нормы, должны заявлять о себе долго - от месяца до полугода, чтобы поставить такой диагноз. но с врачами у нас все сложно, конечно...
  • Гость   26 апреля 2016 11:41


    Меня всегда возмущают горе врачи. Не разобравшись навесить на человека такой диагноз. Это вообще как? Иногда хочется в суд подать на такой не профессионализм. Это же они не на 50 грамм обвешали, а человека на всю жизнь заклеймили!
  • Гость   26 апреля 2016 11:48


    очень сложно. )))Как учитель, я прохожу комиссию, в т.ч. и психиатра. А ведь все знают, что у нас и эмоц. выгорание, и все такое...Знаете, к чему сводится беседа? Вот прошлым летом у меня так было: врач взял у меня карточку, поставил штамп, расписался и сказал: `Идите. все нормально, потому что учитель как и врач должен быть - что? - хи-хи! - здоровеньким!`. А в позапрошлом я имела неосторожность прийти в джинсах, врач так расшумелся, кричал о моем облике и все такое...И ведь стоишь, молчишь, а то нафиг не распишется, поди докажи потом...))))))))))
  • Гость   26 апреля 2016 11:55


    не так все просто. дело в том, что снять диагноз может только комиссия, а все знают. что доказать врачебную ошибку крайне тяжело. Суд не имеет права оспорить решение такой комиссии. замкнутый круг какой-то. Не так давно одна моя извечная здесь оппонентка рассказывала о своем теперешнем непростом состоянии. и в комментах сказала, что была в шаге от того, чтоб не обратиться в ПНД. Так вот, девочки - проверено на моей семье - не делайте этого! Да не приведи Бог попадется такой вот врач, как нам попался - этого клейма потом никак не смыть, сами выкарабкивайтесь! Мирось, если ты читаешь это, я знаю твою профессию. и это не камень в огород психологии и психиатрии. Но у нас вот так случилось, и теперь мы с этим живем. Так что старайтесь выкарабкиваться сами. Конечно, это не касается случаев, если с вами разговаривает пылесос и велит выкинуться из окна.
  • Гость   26 апреля 2016 11:59


    а еще проф. Кандинский, психиатр. Он сам болел шизой, прекрасное описание симптоматики дает. Правильно наш поэт сказал: `Не дай мне Бог сойти с ума..`
  • Гость   26 апреля 2016 12:01


    Согласно официальным данным, шизой в той или иной степени болен каждый сотый человек на планете. представляете? Т.е. те, кого мы считаем просто странноватыми. или чудиками, могут быть больными людьми. Но мне как-то не верится.
  • Гость   26 апреля 2016 14:31


    да, тоже слышала, что это наследственное заболевание! действительно безумных гениев предостаточно в истории!)
  • Гость   26 апреля 2016 14:32


    жаль, что гениальность так легко не наследуется))
  • Гость   26 апреля 2016 14:35


    ну тут иногда акцентуации характера народ путает с тяжелыми заболеваниями, а это все-таки не совсем одно и то же
  • Гость   26 апреля 2016 14:41


    насчет каждого сотого-то? Это я нашего психиатра процитировала - имела неудовольствие беседовать с ним, пыталась выяснить, на основании чего именно моему родственнику поставили такой страшный диагноз.
  • Гость   26 апреля 2016 14:47


    такое ощущение, что некоторые врачи по принципу `сотого` диагноз и ставят, к несчастью
  • Гость   26 апреля 2016 16:15


    Эта специфика профессии. Мы как то давно обследовали новый корпус отделения неврологии. Врач нам предложил отдохнуть, взять отпуск и к ним прийти...полежать! Многие лежали парни - косили от армии. Так врач так возмущался, что мы что то ответили им, `они же больные`. Сейчас еще заставляют детей водить к психиатрам. В год, три - к саду.
  • Гость   26 апреля 2016 16:18


    Так у моего ребенка была проблема с речью, сказали записаться в диспансер неврологический, там бесплатное наблюдение. То есть это сразу постановка на учет. Так например коррекция поведения, сходил на консультацию и все - память на всю жизнь.
  • Гость   26 апреля 2016 16:18


    Какая тема!
  • Гость   26 апреля 2016 16:21


    да ну их с их спецификой - кому хиханьки да хаханьки, а кому жизнь искалечена
  • Гость   26 апреля 2016 16:23


    да она так долго в предложенных висела, а что-то никому не приглянулась)
  • Гость   26 апреля 2016 17:04


    у моей однокурсницы дитенок перед школой тоже проходил психиатра. на вопрос: `Где ты живешь?` ответил, как в садике учили: `Я живу в России` - это стало поводом для пристального внимания. А задержки с речью у Вашего малыша - ему сколько?
  • Гость   26 апреля 2016 17:13


    В год поставили задержку, не говорил, только пальцем показывал. У него в 2,5 только речь пошла активно, но до сих пор некоторые слова не четко говорит. В 3 года перед садом пошли, а сын у меня не стал общаться с врачом-играл. Психиатр вроде как пугать меня начала, что все плохо будет. Тогда я попросила чтобы нам санаторий выписали или другие бесплатные занятия. Так вроде как и ничего, нормальный ребенок сразу стал. Мы просто у логопеда были до этого и психиатр выписку посмотрела, на основании этого написала нам `ок`.
  • Гость   26 апреля 2016 17:39


    Обычно все гениальные умные люди такие в какой-то степени)
  • Гость   26 апреля 2016 17:41


    100%но нормальных людей очень мало, в каждом есть какая-то капля отклонений от нормы
  • Гость   26 апреля 2016 17:42


    Это точно. Заметил те, кто хочет это скрыть просто молчаливы в нужный момент.
  • Гость   26 апреля 2016 18:02


    Знаем знаем. Изучала в институте. Курсач писала по формам шизофрении и больных обследовала.
  • Гость   26 апреля 2016 18:03


    я целый трактат о ней могу написать:DD
  • Гость   26 апреля 2016 18:05


    Посмотрите отличный спектакль в записи правда уже театра Моссовета с участием Александра Домогарова `Нижинский - сумасшедший божий клоун`.
  • Гость   26 апреля 2016 18:05


    что ж вы эту темы не взяли? вы ж ее с закрытыми глазами б смогли написать)
  • Гость   26 апреля 2016 18:06


    многие да.. навскидку - Ф.М Достоевский.. Вацлав Нижинский - танцовщик
  • Гость   26 апреля 2016 18:10


    депрессия бывает при шизофрении - при простой форме чаще. но грань очень тонкая. помимо психиатра должен еще все выявить клинический психолог. я в отчете по практике сравнивала депрессивную женщину и шизофреника. схожесть есть но все равно разные реакции на тесты!
  • Гость   26 апреля 2016 18:12


    Видимо этот ответ у психиатра вызвал подозрение на ЗПР
  • Гость   26 апреля 2016 18:19


    Похоже на параноидную шизофрению.. А если ее эти голоса заставляют что-то делать - тогда синдром Кандинского- Клерамбо
  • Гость   26 апреля 2016 18:23


    могла бы. мне все это не описать по простому - разговорным языком. я бы писала медицинским - профессиональным языком. а это вряд ли кому было бы интересно:). у вас лучше вышло:))
  • Гость   26 апреля 2016 18:26


    все нормально я понимаю). а про пылесос твой пример - это синдром Кандинского - Клерамбо. Жаль на психиатрии мне в билетах не попался. Зато подсказала другой однокурснице))
  • Гость   26 апреля 2016 18:29


    спасибо) значит я хоть что-то объяснять все-таки умею людям хD
  • Гость   26 апреля 2016 18:31


    как раз таки и надо такие темы объяснять не людям с мед образованием)). а то я мед термины бывает использую а мне говорят что я ругаюсь:D
  • Гость   26 апреля 2016 18:49


    к черту этих пугающих психиатров. мне тоже ЗПР в детстве ставили))
  • Гость   26 апреля 2016 19:01


    Профессионально описано и в то же время доступно
  • Гость   26 апреля 2016 19:11


    спасибо) главное, что читающим в общих чертах эта тема стала понятна
  • Гость   26 апреля 2016 21:41


    Конечно! Я согласна. Ну их. Разовьем да воспитаем.

  • Добавить комменентарий к Что такое шизофрения

    Имя:*
    E-Mail:
    Ваша оценка продукта:*
    Ваш комментарий:
    Введите два слова, показанных на изображении: *